Он-лайн консультация: плюсы и минусы.

Аватар пользователя Иван  Тычинин
13 Авг, 2010 - 11:18

С развитием компьютерной техники и информационных технологий все более актуальными и востребованными становятся услуги психолога он-лайн. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, бизнес-коучинг, групповые семинары в Интернете – вебинары, веб-тренинги. Это стало возможно благодаря появлению таких компьютерных программ, как ICQ, Skype, MSN, а также различных площадок для проведения вебинаров. При этом возможен как аудиовизуальный контакт, так и просто текстовая переписка клиента со специалистом.

Но всегда ли хороша он-лайн консультация? И может ли общение через Интернет заменить услуги психолога в реальности?

Попробуем разобраться.

Как видится мне, плюсов в он-лайн консультациях довольно много. Во-первых, - это мобильность и масштабность данного процесса. Сам психолог при этом не привязан к конкретному рабочему месту и может проводить беседу или тренинг из любого места, где есть компьютер, Интернет и установлено соответствующее программное обеспечение. А в современном мире эти условия можно найти практически везде.

Масштабность он-лайн консультации заключается в том, что воспользоваться услугами психолога может любой человек, находящийся в конкретный момент в любой точке земного шара. Таким образом, появляется возможность связаться с конкретным известным психологом по Интернету, тогда как в реальности эта встреча и беседа была бы невозможна для многих людей, проживающих в провинции или в отдаленных от больших городов районах нашей страны.

Зная иностранный язык, можно также получить консультацию и у зарубежного психолога — носителя искомого языка.

И самому клиенту в этом случае удобно беседовать по определенной проблеме с выбранным специалистом, так как даже из дома выходить не нужно. Экономится время, затрачиваемое на дорогу к психологу. В мегаполисах это время может доходить до 2-3 часов.

Но, безусловно, есть и минусы такого рода взаимодействия клиента и психолога в сети Интернет, и самый главный из них – это отсутствие обратной связи. В большинстве консультаций и тренингов клиент слышит или и слышит, и видит специалиста, но вот сам психолог зачастую не может воспринять реакцию клиента на необходимом для работы уровне. Его жесты, позы, мимика, волнение и т.д. остаются за кадром. А порой именно это внутреннее состояние человека и  расположение его тела в пространстве, которые замечает опытный психолог, в процессе очной встречи наблюдая за клиентом, становится решающим фактором в определении причин его проблем и, как следствие, в выборе подходов и методик в работе на успешный результат.

Таким образом, несложные вопросы и жизненные противоречия можно успешно разрешить и при заочной встрече с психологом в интернете. Но  более сложные проблемы, требующие длительной и детальной диагностики и проработки, на мой взгляд, лучше решать при личной реальной консультации со специалистом.

Стоит сказать еще пару слов и о групповых методах работы психолога. Семинар в интернете, то есть вебинар, удобно и эффективно проводить именно он-лайн для как можно большего числа участников с разных концов мира. Но вот проработкой конкретных жизненных умений и навыков, по-моему, стоит заниматься на обычном офф-лайн тренинге при личной встрече психолога-тренера со всеми участниками. Результат в этом случае будет намного выше.

В любом случае, то, в какой форме работать в той или иной ситуации, на какой тренинг идти за новыми знаниями и навыками — решать вам.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Аватар пользователя Наталья  Ильина

Не пойду на онлайн консультацию никогда - только общение вживую))

Аватар пользователя Ильин Василий

Тогда приходите к нам на очную консультацию). Будем рады пообщаться вживую.

Аватар пользователя Владимир Есаков

Иван, приветствую!
Тема и статья показались мне интересными.
После комментария Натальи Ефремовой я нашел поднятое статьей противоречие, могущее стать для многих препятствием использования онлайн консультирования.
Наталья в консультировании выделила основным моментом общение. Причем непосредственное. Опосредованное общение, а онлайн консультация, может быть таковой, ей не подходит. И здесь очень важна основная цель которая преследуется консультируемым. Сформировать образ действия, т.е. результат. Или поучаствовать в процессе. Что важнее не суть, тем более что совмещение процесса и результата обычный человек считает разумеющимся, суть в способе. Очевидно что предпочитаемым будет способ привычный. А привычка должна быть сформирована. Одной просветительской деятельностью не обойтись, и нужда нужна.

"Но всегда ли хороша он-лайн консультация? И может ли общение через Интернет заменить услуги психолога в реальности?"

Иван, в такой постановке (суть я понял и согласен, речь о самом тексте) вопроса разведены по разные стороны "всегда" и "в реальности". Они противопоставлены и могут вызывать соблазн у не затрудняющихся сочетать в сознании большие объемы образов одновременно. Ведь статья не ставит своей задачей заменить ("всегда") консультирование и связанное с ним общение в реале.
Как это понял я, онлайн консультирование помогает ОБОГАТИТЬ, РАСШИРИТЬ инструментарий консультанта и в частности психолога. О подмене, речи я не усмотрел.

Спасибо за статью, Иван.

Аватар пользователя Ильин Василий

Дело в том, на мой взгяд, что у многих потенциальных клиентов все еще нет должного представления о процессе психологической консультации и психотерапии. Приход на очную консультацию зачастую связан со стрессом. Нет понимания вообще чем занимается психолог и КАК же он может помочь человеку, возможно ли такое, что он может оказаться полезен. А онлайн консультация вообще может восприниматься как пустая трата времени и денег! Поэтому онлайн консультирование в итоге используется либо уже с клиентами, которые прошли несколько очных встреч. Либо с "искушенными", клиентами, которые понимают и ощущают ценность даже такой консультации, через компьютер.
Недавно я разговаривал с одним молодым мужчиной, который рассказал мне про свою жену, иногда, страдающую болями в суставах. Обращения к врачам и обследования не дали никаких результатов. Никаких функциональных проблем не было обнаружено. Как известно, суставы являются частями тела, чувствительными к переживаниям (психологи тут сразу могут вспомнить к каким конкретно переживаниям))). Т.е боли могут быть связаны с подавленными чувствами и эмоциями. Я спросил своего знакомого, допускает ли он мысль о том, что в случае с его женой, ее боли вызваны именно психическими факторами. Он ответил, что да, это возможно. Я сказал, что в таких случаях бывает полезно обратиться к психологу...
- Да, но они, кажется, все шарлатаны! - ответил он.
Не знаю, связано это было с неудачным опытом обращения к психологу или с неверием в то, что психолог может работать с такими проблемами, но стало немного неуютно. Ведь можно найти подходящего специалиста, найти "своего" психолога, по рекомендации, специализирующего на психосоматических болях, и т.д. Мне же вспомнились слова сразу нескольких преподавателей разных подходов в психотерапии, о том, что психосоматические "странные" боли, а иногда и заболевания при правильной работе психолога отступают довольно быстро. Что тело, заявляющее о психологической проблеме с помощью болей, очень быстро начинает восстанавливаться уже после первых сеансов психотерапии, принося облегчение. А приемов и техник для этого у психологов много. Уже только при ином взгляде на собственные эмоции и переживания, тело начинает процесс саморегуляции.
Наверное онлайн или не онлайн действительно уже детали...задача показать и рассказать, что психотерапия имеет большие возможности (конечно и ограничения) при работе с большим классом проблем. Так что наша задача это просвещение и информирование. Пусть в России растет культура обращения за помощью к профессионалам!