Эффективность сочетания методик этического персонализма и психокатализа в русской психотерапевтической практике.

Аватар пользователя Eugenia Martynova
10 Окт, 2010 - 16:15

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЧЕТАНИЯ МЕТОДИК ЭТИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛИЗМА И ПСИХОКАТАЛИЗА В РУССКОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Доклад для секции "Психокатализ" на I всемирном конгрессе русскоязычном конгрессе ППЛ "Языки психотерапии".

Автор: Мартынова Е.С., педагог,  филолог, психолог - консультант частной практики, главный редактор ресурса Пропсихолог.ру.

В статье описываются возможности  эффективной психотерапии на стыке двух современных авторских методик: этического персонализма профессора А.Ф. Бондаренко и психокатализа врача-психотерапевта А.Ф. Ермошина. Предлагается сочетание проработки базового состояния методом психокатализа и регуляции отношений методом этического персонализма. Корпус идей отечественной философии полезен пациентам, проработанным методом психокатализа, как укрепляющий их этический статус. Психокатализ со своей стороны помогает более быстрому усвоению пациентом идей, которые он осознает как полезные.

Многообразные ориентации современной практической психологии предлагают весьма разнообразный репертуар средств и техник взаимодействия с человеком и воздействия на него в целях психологической помощи.

Мы исходим  из того, что в центре таких областей психологии, которые касаются психокоррекционной, психопедагогической, психотерапевтической работы находится личностное «Я», психическое состояние и связанные с ним переживания.

Соотносимое изначально с такой базисной подсистемой существа «человек» как «организм», переживание опредмечивает в себе самоё витальность человека, его способность и готовность к активному отображению действительности.

Переживание выступает ничем иным как именно психическим проявлением жизненности индивида, оно дано нам как ярчайшее, наиболее ощутимое психическое событие, которое становится одним из наиболее ранних объектов осознания, составляя затем основу самосознания на этапе самопознания.

В «Курсе опытной психологии” Илларион Алексеевич Чистович писал:
“Опытная психология есть наука о душе человеческой, как реальном основании духовной жизни человека” (1896. С. 1);

“Жизнь души человеческой проявляется в деятельности и потому непосредственный предмет опытной психологии составляют явления душевной жизни, открывающиеся в самосознании и наблюдаемые внутренним чувством” (Там же).

Главным источником психологических сведений автор считает самонаблюдение (С. 3).  Ибо “тысячи людей живут и проживают свою жизнь, не заглядывая внутрь себя и имея самое ограниченное и часто неверное понятие о душевных силах и их действиях” (С. 7).

“Самонаблюдение составляет превосходное и незаменимое средство для высшего, как умственного, так и нравственного образования. Оно помогает нам разбивать страсти, сдерживать и прекращать сердечные порывы или, по крайней мере, делать их безвредными для души, пополнять воспитание чрез самообразование и мало-помалу подчинять все действия контролю нравственных принципов” (С. 7).

“Но оно не принадлежит к таким феноменам, которые в течение жизни являются сами собой. Его можно назвать искусством, приобретение и изучение которого соединено с значительным напряжением воли и самообладанием” (С. 7).

Говоря о душевной жизни, на каждому шагу приходится употреблять термин сознание. Что обозначается этим словом?

Н.О. Лосский уточнял одно из значений термина «сознание» так:

Самое распространенное понимание этого термина зародилось уже в древней философии и выраженов этимологическом составе слова «сознание», под ним разумеется свойство психических состояний, выражающееся в том, что они не только свершаются в субъекте, но и существуют для субъекта, поскольку он познает их, дает себе отчет о них, хотя бы в самом элементарном значении этого слова. Таким образом, сознательное психическое состояние содержит в себе по меньшей мере две стороны: переживание субъекта и возврат субъекта к своему переживанию (рефлексия) для познания его.

Если для сознания необходимы два фактора — психическое состояние и рефлексия на него, то можно допустить, что бывают случаи, когда психическое состояние возникло, а рефлексия на него не последовала; иными словами, можно допустить существование бессознательных психических процессов. Лейбниц, Гегель, Гартман и многие другие известные философы и психологи как прошлого, так и современности, действительно признают существование бессознательного психического.

Не мало, однако, и противников этого учения, утверждающих, что психический процесс всегда необходимо связан с знанием о нем, с внутренним усмотрением его наличности. Спиноза, например,утверждает, что всякая идея (под идеею он разумеет психическое состояние) содержит в себе вместе с тем идею идеи.

Переживание, таким образом, есть исходный момент психического бытия человека, предпосылка и вместе с тем условие развертывания психического бытия как такого — от психофизиологического состояния организма ко все более высоким  и значащим отображениям личностного бытия человека.

Здесь мы хотим отметить, что именно психическое состояние, явленное в переживании чего-то — это первое, с чем психолог сталкивается в своей практической  работе с человеком.

Психологический срез бытия человека, мир его переживаний, как нормальных, так и невротических, тонок, и для его выявления и регистрации нужны адекватные тонкие методы.   

Мы рассматриваем методику психокатализа, выработанную врачом-психотерапевтом высшей категории А.Ф. Ермошиным, как экологичный и деликатный способ проработки телесных переживаний пациента.

Существует прямая корреляция между силой переживания и степенью выраженности ощущений: чем сильнее переживание, тем ярче выражены сопровождающие его ощущения, и наоборот.

Человек в процессе переживания испытывает скопления ощущений тепла и тяжести в определенных зонах тела.

Концентрация внимания на ощущении — путь к скорейшей диагностике его состояния и последующему изменению.

Во многих системах психотерапии придается значение исследованию самоощущения человека в процессе работы с ним (Фрейд З., 1989, Юнг К., 1997, Райх В., 1997, Роджерс К., 1994, Перлз Ф., 1997, Эриксон М.. 1999, Джендлин Ю., 2000, Минделл А., 200, Гроф С., 2003, Хеллингер Б., 2008  и др.).

Следует отметить, что ощущения берутся в рассмотрение в известных психиатрических и психотерапевтических, психологических исследованиях, однако в большинстве систем это делается без глубокого погружения внимания пациента собственно в «пространство ощущений», что как раз, по нашей гипотезе, способно поставить важную дополнительную информацию, полезную как для диагностики, так и для последующего ведения пациента в процессе терапии, например в персоналистическом русле.

Суть работы психокатализа может быть описана так: ощущение в теле, соответствующее определенному переживанию, опредмечивается благодаря вопросам о том, сколько оно “весит”, какой “объем” занимает, “светлым” является или “темным”. И в дальнейшем решается его судьба: ощущение или сохраняется, “питается”, применяется к жизни в неизменной или модифицированной форме, или же, напротив, человек выбирает успокоение и наблюдает рассасывание этого ощу­щения.

Итогом данной работы становится восстановление равновесия ощущений в теле. Именно на основе этого состояния формируется программа действий на будущее, вырабатывается новый стиль поведения в проблемной ситуации, встреча с которой вызывала сбой в состоянии пациента.

Впрочем, сделаем оговорку: нет нужды навязывать довольно закрытый, в каком-то смысле беспредметный язык телесных ощущений, когда человек взывает к открытому разговору на экзистенциальные темы и уравновешенность его состояния не вызывает сомнений. Показания к применению метода психокатализа очень широки, но не безграничны. Это способ восстанавливать ресурс человека.

В данной работе нами была поставлена задача показать эффективность использования универсальной методики психокатализа в психологической помощи на этапе работы с состояниями пациента, что позволяет максимально естественным образом перейти к следующему этапу — работе с     абсолютными ценностями личностной и духовной жизни человека в русле этического персонализма, метода, автором которого является профессор, д.н. А.Ф.Бондаренко.
 
Богатство и разнообразие психологических прозрений и подходов к проблематике личности в классической русской философии безусловно соотносимы с конкретной практикой психологической помощи, которая может трактоваться как «духовная ортопедия» (П.А.Флоренский), как «поддержание духа», восстановление способности любви и веры, личностного  «Я», соотносимого с вечными и нетленными ценностями, бытия в качестве ответственного и причастного к смыслу своей жизни (Ф.М.Достоевский, Л.П.Карсавин, Г.И.Федотов, А.А.Ухтомский, Б.П.Вышеславцев, Лев Шестов, Н.О. Лосский, Л.М. Лопатин, С.Л. Франк, М.М. Бахтин, Б.С. Братусь и др.)

Автор метода относит русский подход в консультировании к психотерапии по жизненным показаниям:

СТРАЖДУЩИЙ — ЖАЛОБА — ДИАГНОЗ — ЛЕЧЕНИЕ — РЕЗУЛЬТАТ

Узловыми моментами возможной личностной работы могут стать:

1. Возвращение прожитой жизни человека достоинства, ценности личного опыта.
2. Создание условий для проявления личностного «Я» пациента, какое оно есть само для себя, независимо от соответствия или несоответствия внешним идеалам и представлениям.
3. Тревога и связанные с ней способы ее компенсации, равно как и проявляющееся самоотношение.
4. Разделение его личностного бытия и личностного бытия тех людей, которые в свое время его травмировали.

Общая схема процесса этического персонализма в связке с ПК:
 

  • установление контакта
  • диагностика (внешняя и внутренняя)
  • обеспечение эмоционального отреагирования
  • компенсаторно-восстановительное переживание
     

На наш взгляд, на данных этапах методика психокатализа применима в работе с пациентом, что позволяет гармонизировать  состояние страждущего и обеспечить быстрое усвоение идей, укрепляющих его этический статус.

  • коррекция социокультурной позиции

дающая психологу и пациенту возможность не только восстановить свое «Я», но и выйти за пределы «Я» в области духовного и вневременного бытия, к проявлению самости и осознанию собственной жизни и ее ценности.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что в  своих трудах русские учены-философы  выделяют такие способности души как:

способности познания (ощущения, представления, мышление, созерцание),

способности чувствований (эстетические, интеллектуальные, нравственные),

способности желаний (инстинктивные стремления, воля, страсти).

Среди нравственных чувствований говорится о чувстве долга и совести. Отдельно выделяются чувствования по отношению к Богу: благоговение, любовь, страх Божий, преданность воле Божьей и др.
 
Великие творцы русской культуры всегда глубочайше ощущали святость слова, прикосновение к коему, со страхом и трепетом, требует духовной чистоты и нравственной мудрости.

Киевский проф. Иван Алексеевич Сикорский в своей работе “Душа ребенка” (Киев, 1909)  останавливается на религиозном чувстве: “Это одно из самых естественных чувств дитяти и пренебрежение развития этого чувства было бы равносильно игнорированию или непризнанию естественных законов развития человеческой души” (С. 99). И дальше: “Развитие религиозного чувства является... самым естественным психологическим фактом духовного прогресса, который начинается в детском возрасте своими простейшими формами страха, зависимости, почтения, а в дальнейших возрастах проявляется в самых возвышенных формах удивления, симпатии и благоговения” (С. 99-100).

В заключение, приведем слова Вениамина Алексеевича Снегирева, профессора Духовной Казанской академии:  

“Русскую психологическую литературу без преувеличения можно назвать очень богатою и согласиться с мыслию ...что психологии в России посчастливилось, и что есть надежда на дальнейшее, более самостоятельное развитие этой науки” («Психология», Харьков, 1893г., С. 113)

Осмелимся выразить надежду, что эта вера, облаченная в словесные формы языка русской психотерапии, спустя столетие лишь укрепилась, и возрастающая сила ее вновь несет философский корабль к родным берегам.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Аватар пользователя Ильин Василий

Ощущается гордость за подвижников отечественной психотерапии.

Психокатализ (метод А.Ф. Ермошина)

Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость