Методы психологического тренинга.

Аватар пользователя Ольга Белая
2 Ноя, 2010 - 13:31

В настоящее время психологические тренинги прочно вошли в нашу жизнь. Кроме этого само слово «тренинг» стало очень популярным. Однако зачастую этим понятием обозначают различные мероприятия, которые по своему содержанию к тренингам никакого отношения не имеют.

Поэтому, прежде чем составлять тренинг, необходимо понять суть этого понятия и выяснить методы, с помощью которых это мероприятие реализуется.

Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. В процессе тренинга участники обучаются новым навыкам, осваивают и осознают свои психологические ресурсы. Главная особенность тренинга заключается в том, что обучающиеся занимают активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, прочувствования.

Тренер может занимать как активную позицию, когда он вместе с участниками включается в моделирование различных ситуаций, так и наблюдательную. Но в любом случае функция тренера – вести группу, оказывать поддержку ее членам, следить за регламентом и групповой динамикой. Если появляется необходимость, то ведущий тренинга должен уметь незаметно и целенаправленно изменить ход игры или упражнения, чтобы добиться от участников эффективности в достижении целей тренинга.

Обычно к основным методам тренинга относят групповую дискуссию, игровые методы, то есть ролевую и деловую игру, и психогимнастику.

Но есть и другая классификация тренинговых методов, в основе которой лежит «событийный подход» (Ю.М. Жуков, И.В.Вачков). События, происходящие на тренинге, можно типологизировать разными способами. Доктор психологических наук И.В.Вачков предлагает использовать критерии времени и пространства, которые указывают на то, когда и где реализуется активность участников.

Если взять событие за единицу тренинговой реальности, то типы тренинговых методов могут быть следующие:

  1. Методы работы с прошлыми событиями.

Это могут быть уже пережитые в прошлом события участников, как приятные, так и проблемные, разрушительные, с которыми и предстоит работать на тренинге.

а) Метод регрессии (реализуется в психологическом пространстве, то есть во внутреннем мире человека).

Данный метод необходим для того, чтобы заново погрузиться в ситуацию, требующую детальной психологической проработки и снова пережить событие во внутреннем плане. В НЛП этот метод называется методом изменения личной истории, в гештальт-подходе – это «путешествие в прошлое», а в транзактном анализе и ряде других направлений – метод разрешения.

б) Метод обмена опытом (реализуется в пространстве дискурса, в текстовом формате, то есть в ситуации целенаправленного социального взаимодействия с другими людьми).

Это групповое обсуждение, когда участники тренинга делятся друг с другом своими переживаниями по поводу каких-то событий, имеющих для них особое значение. Такой обмен расширяет поле возможных вариантов для других членов группы.

в) Метод имитации (реализуется в пространстве физической реальности).

Данный метод означает имитационное моделирование поведения, которое является первоэлементом всем известных ролевых игр, применяемых в русле различных теоретических школ.

  1. Методы работы со случающимися событиями.

Сюда входят все события, которые происходят непосредственно на тренинге. Они отвечают требованию «здесь и сейчас». Без этих событий невозможна собственно реализация поведения клиентов на тренинге и сомнительно достижение целей психологической работы.

а) Метод концентрации присутствия (реализуется в психологическом пространстве).

Здесь важную роль играют специальные вопросы на осознавание, которые тренер задает участникам для того, чтобы заострить их внимание на том, что с ними происходит в настоящую минуту.

б) Метод групповой рефлексии (реализуется в пространстве дискурса).

Это центральный метод в тренинге. Обычно групповая рефлексия используется на заключительном этапе работы группы в самых разнообразных тренингах.

в) Метод построения диспозиций (реализуется в пространстве физической реальности).

К этому методу относится значительная часть ролевых игр, упражнения, где моделируется система отношений, сложившихся между участниками, а также различные социометрические процедуры, реализуемые в активной двигательной форме.

  1. Методы работы с конструируемыми событиями.

К этим методам относятся пока непроизошедшие события, но наступление которых желательно после тренинга. В процессе тренинга эти события моделируются и как бы «проживаются заранее».

а) Метод символического самовыражения(реализуется в психологическом пространстве).

Важнейшая форма для данного метода – символизация. Техники и упражнения здесь нацелены на проектирование и моделирование в психологическом пространстве нового видения мира, видения самого себя и других.

б) Метод группового решения проблем (реализуется в пространстве дискурса).

В основном это групповая дискуссия (техника «мозгового штурма»), целью которой является нахождение общего мнения по конкретному вопросу в процессе общения участников между собой.

в) Метод операционализации(реализуется в физическом пространстве).

Это «репетиция поведения» в различных условиях, которая дает возможность попробовать новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям.

Каждый из этих методов реализуется с помощью большого количества разнообразных техник, приемов и упражнений. Тренеру необходимо четко знать цели и задачи, которые предстоит решить на тренинге. И, исходя из этого, правильно выбрать упражнения и техники из определенных методов, чтобы добиться реального результата.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Аватар пользователя krasota отношения

Очень познавательно!.