Технология постановки «умных» целей

Аватар пользователя Владимир  Трегубов
20 Дек, 2010 - 23:46

В данной статье речь пойдет о технике постановки целей SMART.

Предполагается, что есть правильное формулирование целей, то есть эффективное и позволяющее проще добиться желаемого, а есть неправильное. Кроме критериев, которые предлагаются в рамках технологии, отметим следующее: каждая цель должна быть зафиксирована на бумаге. Наш мозг работает так, что произнесенное еще не является реальным, а записанное − является: можно непосредственно обратиться к физически существующей бумаге, где изложена цель. Итак, то, что не записано, того не существует.

В рамках техники SMART предлагается несколько критериев, ориентируясь на которые можно оценить, насколько грамотно сформулирована цель. Это следующие критерии:

1) S. − Specificконкретность.

Цель должна быть однозначно интерпретируемой. Следует добиться такой формулировки, чтобы толковать ее различно не было решительно никакой возможности.

Другой способ расшифровки буквы S. − Strength сильная, амбициозная.

То есть цель должна бросать человеку вызов, она должна быть достаточно сложной для него, чтобы обладать самостоятельной мотивирующей силой.

Сравните две цели по критерию конкретности:

а) подготовиться к конференции;

б) Написать текст речи для конференции по демографическим проблемам, сделать презентацию, провести хронометраж, выучить текст наизусть, сформулировать возможные вопросы и ответы на них, прописать слабые места и ответы на них.

2) M. − Measurement измеримая.

Следует максимально четко обозначать критерии достижимости цели.

Другими словами, нужны критерии, которые позволят ответить на вопрос о том, как я узнаю, что цель достигнута. Критерии могут быть количественными (выражаться в процентах, штуках, деньгах, etc.) или качественными. Кроме того, измеримость позволяет всегда знать, насколько вы продвинулись в достижении цели, на каком этапе движения к цели вы находитесь.

Например, если цель − поступить в МГУ в 2011, то измеримость может состоять в следующем: выписать все темы, требуемые для сдачи ЕГЭ, и по 10-бальной шкале фиксировать знание каждой (субъективный вариант) или по тестам (объективный вариант).

3) A. − Achievable достижимая. Нельзя ставить слишком большую цель − это демотивирует. Другой вариант расшифровки −

A. − Agreed согласованная. Цель не должна противоречить другим целям.

4) R. − Realistic − реалистичная. Или Result Oriented − ориентированная на результат. Или Relevant − являться частью большей цели; насколько эта цель является твоей, то есть релевантной твоим жизненным задачам.

5) T. − Time Bound ограниченная по времени, то есть должны быть четко определены временные рамки достижения цели. Ср.:

а) выучить английский;

б) выучить английский до уровня беглого разговора за 2 года.

Отмечу, что данная технология может быть эффективной не только, когда речь идет о личных целях, но и о целях целой компании. В действительности, эта технология и пришла из психологии менеджмента, и лишь затем была переложена по отношению к отдельному индивиду.

Если мы говорим о целях компании, то R. (Relevant) можно трактовать так: сотрудник должен понимать, как достижение его цели вписывается в стратегический план компании. Или А. (Agreed) ­− цель не должна противоречить целям других сотрудников.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Психология бизнеса

Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость