Беседы с психологом: УГНАЛИ МУЖА

Аватар пользователя Eugenia Martynova
24 Янв, 2011 - 01:19

Опубликовано в Женском Журнале (глав.ред.: Татьяна Петкова)

Опубликовано на авторском сайте А.Ф.Бондаренко

www.bondarenko.ws

Какие странные слова мы выбираем, рассказывая о том, как мужчина ушел от одной женщины к другой! "Увели мужа", "отбили", "угнали". А покинутая жертва, в свою очередь, "не удержала", "не уследила", "слабо привязала". Как будто речь идет об, извините, баране, которого отбили от стада. Как будто угоняют не взрослого мужика, а иномарку, Почему же, описывая ситуацию, мы безошибочно пользуемся нужным словом: этот ушел сам, а этого увели? Да и кто они — угонщицы чужих мужчин?

Об этом Татьяна ПЕТКОВА беседует с профессором, доктором психологических наук Александром БОНДАРЕНКО.

Татьяна Петкова: Специалисты ут­верждают, что в последнее время ко­личество "угонов" (когда мужчина уходит из вроде бы благополучной семьи к другой женщине) возросло. Действительно ли можно говорить о тенденции или это досужие вымыслы СМИ?

Александр Бондаренко: Это прав­да, и тому есть объяснение. За годы независимости мы пережили смену ценностей. Изменилось соотношение благополучных мужчин и одиноких женщин. Говоря проще, появились успешные богатые мужчины, но их мало в общей массе потенциальных женихов. "Принцев" мало, и на всех их не хватает. А неудачников, нереа­лизованных мужчин стало больше. Что касается женщин, то современ­ная жизнь — более жестокая и бес­пощадная — требует от них активно­сти. Возросшая борьба за вымираю­щий класс — настоящих мужчин — привела к тому, что женщины все чаще прибегают к "угону" чужих му­жей. Раньше, когда жизнь была стабильнее, люди имели запас времени. Женщина думала: ну, не выйду за­муж сейчас, выйду через пару лет. Сегодня у нее обостряется жажда жить. Она хочет быть замужней, хо­чет растить детей. Принцип "на чу­жом несчастье счастья не построишь" для нее — пережиток. Не исключено, что любую ситуацию общения с муж­чиной сегодняшняя женщина рассма­тривает преимущественно с позиции охотника.

Т. П.: Александр Федорович, в одной из ваших книг по психологии я про­читала любопытную классификацию мужчин и женщин. Из которой следует, что среди нас есть настоящие профи по части угона мужчин, а есть дамочки, которые, сколько бы ни пытались, никак не могут даже ни­чейного мужичка "припарковать" на свою стоянку. Точно так же и силь­ный пол: кого-то легко взять за ве­ревочку и увести за собой, а кто-то упрется и ни за что не пойдет за со­блазнительницей. В чем тут дело: в воспитании, в моральных принципах, во внешних данных?

А. Б.: Архетипы, о которых вы гово­рите, характеризуют образ жизни че­ловека, очерчивают способы его по­ведения, влияют на устройство собст­венного мира. Понятно, что в чистом виде каждый тип встречается крайне редко, но, присмотревшись к своему любимому мужчине, женщина все-та­ки может найти в нем черты, кото­рые в большей степени присущи то­му или иному типу.

"Мудрец" — мужчина, который возвышается над действительностью и не любит участвовать в ежедневном мельтешении бытия. Игры, в которые играют окружающие (карьера, зараба­тывание денег и т.д.), для него — су­ета, ненужная трата сил. Мужчина-"мудрец" пытается осмыслить, как устроен мир, в чем высшее предна­значение человека. Его интересуют глобальные события, а не мелочи жизни.

В отличие от мудрецов, которых мало, "простаков" среди мужчин го­раздо больше. Несмотря на название архетипа, эти люди могут быть умны, энергичны, предприимчивы, но они живут той логикой обстоятельств, ко­торую им предлагает жизнь. Если се­годня посоветуют продавать водку, "простак" будет продавать водку. Завтра кто-то скажет, что нужно ид­ти в политику — он послушается. Кто-то станет уверять, что он его наилучший друг и желает ему добра — "простак" поверит. Он принимает действительность за чистую монету.

"Герою" скучно жить без приклю­чений и подвигов, поэтому он часто ввязывается в конфликты, мчится ко­го-то выручать, навязывает свою во­лю, позиционирует себя как спасите­ля. Иногда, спустя какое-то время, оказывается, что его подвиги никому не были нужны. Правда, частенько ему все-таки удается реализовать свою функцию защитника и реально помочь кому-то. Будучи подростком, "герой" мечтал работать в милиции, чтобы ловить бандитов. Или стать бандитом, чтобы гонять милиционе­ров. Роль не важна, главное — ро­мантика.

Следующий поведенческий стерео­тип — "жертва", бытовое название — "неудачник". Этот мужчина, не­смотря на свои, быть может, непло­хие деловые качества и незаурядный ум, почему-то всегда оказывается по­бежденным. За что бы он ни взялся, логика обстоятельств его подомнет. Иногда такой мужчина не желает бо­роться за успех (ленится или комплексует по поводу возможной неудачи), а иногда просто не умеет быть гиб­ким, идти на компромиссы. Ему чуть-чуть не хватает здорового аван­тюризма, силы, хитрости, чтобы про­тивостоять обстоятельствам. Этот че­ловек ничем в жизни не умеет распорядиться. Мужчина-жертва, кичась своей порядочностью и честностью, обвиняет остальных, более успешных, чем он, во всех смертных грехах.

Мужчина- "игрок" ловит кайф от авантюры, хитро закрученной интри­ги. В отличие от героя, игрок не обя­зательно стремится отстоять добро. Для него главное — срежиссировать интригу и красиво ее сыграть, будь то удачная сделка в торговле нефтью или отношения с двумя женщинами. Таких мужчин много повсюду. Они обаятельны, умны, изворотливы, но их ум — "коротковолновый". Они — гении ситуации. Часто, уйдя от од­ной женщины к другой, они не зна­ют, что делать дальше. Да, он разы­грал авантюру под названием "Меня добилась длинноногая красотка", а дальше ему уже неинтересно строить жизнь с новой спутницей. Начинают­ся поиски очередного приключения. "Злодей" в быту — мелкий тиран. Он получает садистическое удоволь­ствие от своих пакостей. Ему нравит­ся унижать женщину, заставлять ее нервничать, плакать. Он подпитыва­ется чужими страданиями и специ­ально инициирует мучительные ситу­ации: в семье, рабочей обстановке, в отношениях с друзьями. Сподличать, сделать кому-то больно — это для "злодея" что-то вроде утренней гим­настики. Столкнуть лбами двух или трех женщин, заставить их пережи­вать и бороться за него — просто "разминка". Он может искренне лю­бить одну из них, и так же искрен­не получать удовлетворение от того, что причиняет ей боль.

И, наконец, тип "художник". Этот мужчина, как правило, не стремится победить обстоятельства, да у него и не всегда получится. Как альтернати­ва реальной жизни, у него возникает идея создать свою действительность. Образно говоря, на серой стене ре­альности он рисует яркими красками свою картину, населяя ее придуманными персонажами. Женщины при­ходят в восторг от "художника", так как он творит свой собственный мир, такой непохожий на действитель­ность за окном. Он придает значение деталям, для него не существует ме­лочей, он виртуозно владеет искусст­вом ухаживания и обольщения.

Повторяю, большинство мужчин со­четают в себе несколько черт разных архетипов, не всегда ярко выраженных. Так вот, кто попадается в ловушку со­блазна и над кем он не властен? Как ни странно, легче всего увести из се­мьи "героя" и "простака". "Героя" "покупают" на его жажду подвигов и спасения красивых, но несчастных женщин. Богатых "простаков" ловят на безмерное восхищение и лесть. "Художники" уходят сами по причине своей непредсказуемости. С остальными все непросто. "Мудрец" понимает, что каждая женщина — это новая пробле­ма, и поэтому угону поддается со скрипом. "Игрока" больше "цепляет" власть и деньги, его может "заарка­нить" именно богатая и самодостаточная дама. А для "злодея" женщина — разменная монета, и часто та, которая его увела, впоследствии сама оказыва­ется жертвой.

Т. П.: В вашей классификации отсут­ствует очень распространенный тип "деловой мужчина". Почему?

А. Б.: Одно дело — поведенческий стереотип, другое — работа. Ведь и банкир, и владелец завода может быть "игроком", "злодеем", "героем" — кем угодно. Перечисленных нами архетипов достаточно для того, чтобы охарактеризовать отношение мужчи­ны к действительности. Речь не идет, заметьте, ни о его роде деятельности, ни о воспитании. Только о модели бытия.

Т. П.: Хорошо, теперь мы более-ме­нее знаем, что рядом с нами живет либо "стойкий оловянный солдатик", не поддающийся угону, либо мужчи­на из группы риска, за которым ну­жен глаз да глаз. Осталось выяснить, какие же бывают женские архетипы? В том смысле, у каких женщин от­бивают мужей, а какие сами у кого хочешь отобьют?

А. Б.: Начнем с классической "зло­дейки". Она же стерва, чертовка, хищница. Если мужчина-"злодей" получает удовольствие от разрушения вообще, то "злодейка" — от разруше­ния конкретных чужих отношений. Неважно, нужен ли ей этот мужчина или нет. Для "злодейки" главное — взять чужое. Если она имеет относи­тельно "объекта" далеко идущие пла­ны, то будет разрабатывать деталь­ный план угона, если нет — попро­бует его просто соблазнить или хотя бы заинтересовать.

Т. П.: Александр Федорович, но ведь в природе женщины заложено жела­ние нравиться. Каждая из нас под­сознательно стремится обратить на себя внимание, заставить мужчину обернуться вослед. Что же, мы все немножечко злодейки?

А. Б.: Чисто женское рассуждение! Одно дело, когда женщина просто хо­чет понравиться, и совсем другое — когда она вся источает обещание. Она завораживает. Она подстраивает­ся под реакцию мужчины. Она — но­сительница абсолютного и бессмыс­ленного соблазна. Хрестоматийный пример — Клеопатра. Такая женщина обещает любовь, но редко умеет лю­бить: как русалка, она зазывает в пучину, но подарить наслаждение не может (ниже пояса она-то рыба ры­бой). Остается только утопить этого мужчину. "Злодейки" красивые, ум­ные, обаятельные. Мои клиентки, у которых увели мужа, вопрошают: чем, ну чем она его приворожила?! Отве­чаю: секрет — в обещании вечного блаженства. Всем своим поведением, всем внешним видом "злодейка" дает понять мужчине: со мной тебя ждет неземное счастье, все, чем ты жил до сих пор, — ерунда, со мной тебе бу­дет лучше. Такая женщина, как ка­мертон, настроена на мужчину, ловит каждое его слово, всячески поддер­живает в нем уверенность, что он су­пермен и достоин лучшего.

Т. П.: Но ведь, кроме неземного бла­женства, мужчине хоть иногда требу­ется свежая сорочка и горячий обед?

А. Б.: Этого мало, и многие женщи­ны "спотыкаются", полагая, что домашний очаг — достаточное условие для счастливого брака. Это необходи­мое, но не достаточное условие. Возьмем архетип женщина-"простушка": доверчивые глаза и полное не­понимание контекста происходящего. Как героини Натальи Гундаревой: простодушные, надежные. И не боль­ше. На нее можно опереться, попро­сить помощи. Но в ней нет никакой загадки: она вся как на ладони. Ис­кусством обольщать совершенно не владеет. Когда муж раздражается, она тихо плачет, не понимая, чем его прогневила: пирогов напекла, белье перегладила, а он не в духе. Его бе­сит ее предсказуемость! Как когда-то высказался один из мужей в подоб­ной ситуации: "Ну, пусть я приду хоть раз с работы, дома пирогов нет, а она лежит в ароматизированной ванне и небрежно говорит: "Милый, что тебе предложить вместо ужина?" Улавливаете, да? У такой увести му­жа, как вы догадываетесь, несложно. Достаточно только поманить вот этим отсутствующим в его жизни антуражем, непредсказуемостью, кото­рой ему не хватает.

"Неудачница" слишком многого хочет и поэтому чувствует себя веч­но невостребованной. Она хрониче­ски недовольна заработками мужа, его друзьями, купленной машиной и построенным домом. Я полагаю, что это барышни с большой долей мазо­хистского компонента. Они согласны приносить себя в жертву, но при этом постоянно ее оценивают и на­поминают о ней мужчинам. А те, ме­жду прочим, очень не любят фразы, начинающиеся с "Я ради тебя..." Плата, которую требует женщина за свои жертвы, в конце концов, начи­нает висеть тяжелым грузом. И муж­чина вполне может откликнуться на призыв другой женщины, которая не станет предъявлять ему счет за "жер­тву", а просто подарит себя — и бу­дет счастлива.

Архетип "репортерша" не имеет отношения к профессии журналиста. Знаете, бывают такие репортеры — заносчивые, нахальные? Так вот женщина-"репортерша" — такая же агрессивно-поверхностная особа с пре­тензиями. Она считает, что знает о мужчинах что-то такое, чего другим не дано. Видит их насквозь. Рубит с плеча правду-матку. Мужчины при­нимают ее самоуверенность за силу, за умение структурировать жизнь, и им это нравится. Такая женщина мо­жет заинтересовать чужого мужа тем, что как будто умеет решать все воп­росы: у нее масса связей, она лихо расправляется с проблемами. Если у мужчины жена-"неудачница", то "ре­портерша" на ее фоне выглядит очень привлекательно.

Как видим, "злодейка" и "репор­терша" — это потенциальные угонщицы, а "простушка" и "неудачни­ца" — в группе риска на угон мужа.

Но есть также архетип женщины, ко­торая способна удержать мужа, какую бы бездну счастья не сулила бы ему соблазнительница. Это — "истинная женщина", женщина-награда. Она са­ма по себе является для мужчины смыслом жизни, привносит в нее за­вершенность. Да, такая женщина — мечта многих, но немногие ее встре­чают в жизни. Зато, встретив, мужчи­на сразу же понимает, что это — Она. Понимаете, в чем дело: в сущ­ности, мужчина ведь может жить с разными женщинами — и с этой, и с той. Или вообще можно жить од­ному, изредка наведываясь к кому-то в гости. Когда он встречает "истин­ную женщину" и влюбляется в нее, понимает: все, жизнь удалась, я буду только с ней. "Истинная женщина" настолько мудра, что сумеет нейтра­лизовать "злодейку", никогда не опу­стится до "простушки". Мне лично не известны случаи, когда мужчины уходили от женщин такого архетипа.

Т. П.: Не все мы "истинные женщи­ны", но всем хочется знать: сущест­вует ли какая-то "противоугонная техника"?

А. Б.: Банально, но другого рецепта нет: нужно быть разной. Как-то мне один знакомый сказал: моя жена то толстеет, то худеет, и у меня ощуще­ние, что со мной живут две разные женщины. Это, конечно, шутка, но на самом деле каждый мужчина меч­тает о том, чтобы жена была разной. И простушкой, и стервой, и нахаль­ной, и тихой. Неприступной в обще­стве и развратной с любимым. Губи­тельно и смертельно быть в общении с мужем прозрачной до конца. Муж­чина привыкает к одинаковости, она его раздражает, даже если это очень классная одинаковость. А на новизну мужчина реагирует поведением, кото­рое еще Павлов назвал рефлексом "что такое?"

Настоящая женщина верна мужу, но не как парус кораблю. Она ценит супруга, но не как бриллиант, кото­рый никогда не превратится в графит. Она не будет жертвовать собой, и не станет предъявлять счет за жертву. Она то вселяет в него уверенность, то незаметно поступает так, чтобы мужу приходилось ее завоевывать. По секре­ту скажу: мужчина постоянно в плену противоречия между желанием посто­янства и желанием кого-то завоевать. Угонщицы-злодейки хорошо об этом знают. Так почему же этим секретом не пользоваться законным женам?

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Этический Персонализм (метод А.Ф. Бондаренко)

Дополнительная информация

На этих страницах вы найдете справочную информацию о работе группы и ее целях.

Новые публикации

На этих страницах вы найдете справочную информацию о работе группы и ее целях.

Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость