Техника активного слушания

Аватар пользователя Иван  Тычинин
21 Июн, 2011 - 10:24

С данными техниками я столкнулся на тренинге по НЛП. Известно, что коммуникационными технологиями НЛП увлекается...Но данные техники показались мне универсальными и вообще житейскими, поэтому я хочу ими поделиться. Данная статья могла бы быть помещена и в другие тематические группы.

   Бывает, что мы не можем понять человека, уделить ему внимание, запомнить, что он нам говорит. Оказывается),очень важно слушать и слышать собеседника, чтобы избежать недопонимания и разлада общения. И тут есть техника "активного слушания". Кстати в применении подобных коммуникативных техник есть один крайне ценный посыл - нужно взять ответственность за результаты общения на себя. Вы отвечаете за то, что и как понял ваш собеседник, что и как поняли вы, какие эмоции возникают у вас обоих в процессе общения и т.д.

Итак "активное слушание". Оно помогает: услышать собеседника, прояснить суть его речи, лучше запомнить содержание беседы, управлять эмоциональной стороной беседы, наладить контакт с человеком. И еще очень важно - активное слушание способствует говорению вашего собеседника. Собеседник сможет рассказать вам больше.

Чтобы ваше слушание превратилось в активное, необходимо следовать нескольким советам:  

 1. Поощряйте собеседника

Выражайте интерес, поощряйте речь собеседника. Используйте нейтральные слова не выражающие оценку. Избегайте критики.

Используйте: Ага, Угу, да, я понимаю, и др. Поможет также дословный повтор одного-двух слов собеседника.

2. Прояснение

Помогает прояснить сказанное, уточнить, получить больше информации. Задавайте вопросы. Переформулируйте услышанное не совсем точно, чтобы говорящий продолжил объяснение.

Когда, как это случилось? Правильно ли я понял что....? Насколько я понял, это.... Я услышал....

3. Переспрашивание

Тут нужно показать, что вы слушаете и понимаете суть изложенного. Также вы проверяете собственное понимание. Переспрашивайте по-своему формулируя основные предложения и факты.

Т.е вы бы хотели, чтобы ваши партнеры вам больше доверяли. Не так ли?

4. Эмпатия

Показать, что вы понимаете чувства другого человека. Предоставить человеку возможность услышать о его чувствах со стороны.

Вы кажется расстроены этим фактом...?

5. Выражение сопереживание

Признать значимость и выразить уважение к чувствам и переживаниям другого человека. Подчеркиваем важность его чувства собственного достоинства, значимости. Признаем значимость проблем собеседника.

Я ценю ваше стремление разрешить эту проблему...

Я разделяю вашу озабоченность данным вопросом....

6. Подведение итогов

Указать на наличие прогресса в разговоре. Свести воедино основные идеи и факты. Создать основу для дальнейшего обсуждения. Тут необходимо заново сформулировать основные идеи и чувства.

Правильно ли я понял, что...?

В итоге, можно сказать что...

Насколько я понял это..., речь шла о....

Кажется, это была ключевая идея...

Давайте подведем итог....В результате....

   Данные вещи, скорее всего, покажутся вам знакомыми и простыми. Однако, они весьма эффективны и иногда делают с качеством нашего общения чудеса. Основное правило - это не воспринимать их и не пользоваться ими механистично. Их использование не должно превращаться в попугайничанье и напряженное следование правилу "активного слушания". Будет гораздо лучше если вы просто будете иметь их в виду, достигните уровня, когда их использование придет не из правила и совета, а из сердца. Важно искренне испытывать интерес к собеседнику, видеть его исключительность и уникальность. И относиться к нему бережно и с любовью! Вот тогда все получится!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Аватар пользователя Ильин Василий

Активное или эмпатическое слушание - это, еще во многом, невербальные и тонкие телесные вещи. Подстройка на разных уровнях и т.д. И уж тут НЛП может много чего поведать)

Аватар пользователя Иван  Тычинин

Я понимаю, что меня слушают, когда:
 есть зрительный контакт
 есть кивание головой
 соответствующая поза
 начинают говорить со слова «Да», «Понимаю»,
 «Согласен» и т.д.

Аватар пользователя Иван  Тычинин

Ле-цзы учился стрелять. Попав в цель, попросил указаний у Стража Границ. Страж Границ задал вопрос:

— Знаешь ли ты, почему ты попал в цель?

— Не знаю.

— Значит, ты ещё не овладел мастерством.

Ле-цзы ушёл, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границ спросил:

— Знаешь ли ты, почему попал в цель?

— Знаю, — ответил Ле-цзы.

— Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого, и царство. Ибо мудрый человек познаёт не существование и гибель, а их причины.

Для меня это притча про овладение любыми практиками и навыками, в том числе и коммуникативными....

Аватар пользователя Владимир Есаков

Для меня внимания к моим словам достаточно на уровне общения. Т.е. для уровня души это может устроить. Но на уровне взаимодействия, когда нужно произвести изменения в материальном мире или ментальных представлений, этого совершенно не достаточно. Мало согласия, т.е. простого внимания к моим словам и чувствам, нужно "послушание". Человек должен СДЕЛАТЬ то, с чем выразил согласие.

Аватар пользователя Владимир Есаков

Разговор всегда направлен на одно из трех: тело, душу, дух. Три вида конечного результата общения собеседников посредством слов:

1. Изменится нечто в физическом мире, появится новый материальный объект.
2. Изменится баланс в мире души (он может и остаться прежним, но с условием взаимообмена энергиями (чувств/эмоций).
3. Изменится (укрепится) ментальная составляющая в человеке. Т.е. мысли, образы (представления), причинно-следственные связи (законы).

Неумение различать конечной цели, информационного оформления разговора создает коммуникативные трудности и ошибки следующего плана:
говорящие пытаются совместить, выполнить сразу, более одного пункта.

" Бывает, что мы не можем понять человека, уделить ему внимание, запомнить, что он нам говорит. Оказывается),очень важно слушать и слышать собеседника, чтобы избежать недопонимания и разлада общения. И тут есть техника "активного слушания". Кстати в применении подобных коммуникативных техник есть один крайне ценный посыл - нужно взять ответственность за результаты общения на себя. Вы отвечаете за то, что и как понял ваш собеседник, что и как поняли вы, какие эмоции возникают у вас обоих в процессе общения и т.д."

Иван, то что нас интересует сейчас действительно, - мы НЕ МОЖЕМ забыть. Дышать, пить, есть, опорожняться, спать, - примеры из потребностей тела. Их можно отложить, но уж точно не забыть. Коммуникация направлена на удовлетворение и душевных, и ментальных потребностей в дополнение к потребностям тела. То что первоочередное - не забудется. Внимание не отвлечется от главного.
Быть же более внимательным на всякий случай (всегда при коммуникациях), - большая перегрузка для человека. Силовые решения (посредством дополнительных техник) имеют обратную сторону. И если этот фактор можно учесть профессионально, то брать на себя ВСЮ ответственность, а это означает и всю власть над взрослым собеседником, возможно лишь при жестком взаимодействии вроде армейского. Вас, Иван, устроит ТАКОЕ общение? Не чтоб вы, а с Вами так обращались, считая неспособным отвечать за ошибки в коммуникации (понятие, эмоции)?
Техники активного слушания обязательно имеют ограничения применимости, О них необходимо помнить тем кто с этим знаком, и освещать для тех кто в техниках видит ТОЛЬКО положительные аспекты. Надеюсь что преподаватели упоминают об этом на своих занятиях, т.к. само собой это не разумеется, как видно из откликов.

Аватар пользователя Антон Птицын

Техники активного слушания имеют большое множество ограничений.

Аватар пользователя Ильин Василий

Какие например?

НЛП техники

Аватар пользователя Max Taranov
16 недель 9 часов
Аватар пользователя Max Taranov
Аватар пользователя Kosiński Kosiński
27 недель 3 дня
Аватар пользователя Kosiński Kosiński
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 9 часов
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 10 часов
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 17 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 17 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 17 недель
Аватар пользователя Гость