Кризис: первый год жизни

Аватар пользователя Анна  Кузнецова
21 Сен, 2011 - 11:43

Как это ни удивительно, даже у совсем маленьких людей случаются жизненные кризисы, которые меняют их жизнь. В этой статье пойдет речь о переменах в жизни ребенка на рубеже первого и второго года жизни. Обсудим, как он протекает, обратившись к статье Л. С. Выготского «Кризис первого года жизни».

Психологи отмечают, что кризис связан с тем, что ребенок за первый год жизни уже приспособился к окружающей ситуации, но у него начинают появляться новые возможности, которые рушат его предыдущую картину мира, что вызывает у ребенка массу переживаний и провоцирует кризис, разрешение которого ведет к формированию новых способов взаимодействия ребенка с миром и людьми.

Конечно, в первую очередь, следует сказать о том, какие именно новообразования провоцируют кризис: способность говорить, ходить и развитие эмоциональной сферы и воли.

Развитие воли связано с так называемыми «гипобулическими реакциями», которые напоминают припадки. Ребенок падает на пол, начинает бить ножками и ручками. И эти припадки тем сильнее, чем более воспитание ребенка шло по негативному пути. Их цель − заставить взрослого пойти на поводу у желаний ребенка; как известно, дети − великолепные манипуляторы! Кризис − это бунт, это противопоставление себя другим, оппозиция. Именно эти свойства и проявляются в этих припадках.

Второй аспект − ребенок начинает ходить. Это расширяет его сферу возможностей, усложняет способы взаимодействия с миром и увеличивает самостоятельность маленького человека.

Наконец, третий момент кризиса первого года жизни − речь. Как известно, ребенок начинает говорить не сразу, у него присутствует период так называемой автономной речи, когда он создает свой собственный язык, понятный только посвященным в него людям: родителям. Например, один ребенок, взглянув на пруд, на котором плавали утки, сказал: «Уа». По-видимому, это означало «пруд» или «уток». Но затем «уа» стало обозначать молоко и сок. То есть оно распространилось на все жидкости. Если же «уа» произнесено в комнате, то это значит, что ребенок хочет играть пуговицами.

Более того, дети создают язык, в котором существуют сложные синтаксические правила, то есть правила, по которым происходит соединение слов. Например, один ребенок использовал «ф-ф», чтобы обозначить «огонь», «динь» применяется, чтобы сказать о «предмете, который движется». Поэтому «фадинь» обозначало «поезд», а «тпру-динь» − кошку. Это уже пример сильно развитой автономной детской речи.

Эти иллюстрации выявляют важные моменты детской речи, которые отличают ее от языка взрослого человека. Во-первых, язык ребенка полностью зависит от ситуации − «уа» на улице значит «пруд», а в комнате − «хочу играть с пуговицами». Во-вторых, слова ребенка не могут замещать предметы, которые отсутствуют в восприятии. Ребенок одного года не может сказать «стул», имея в виду тот стул, который он видел в другой комнате.

Итак, мы сказали, что кризис первого года жизни связан с так называемыми гипобулическими реакциями, когда ребенок падает на пол и начинает бить руками и ногами, что является способом проявления протеста − развивается воля. Кризис также связан с развитием ходьбы и речи. Сначала ребенок использует свою собственную речь − автономную, которая качественно отличается от речи взрослых. И лишь затем ребенок переходит к языку взрослых людей.

В заключение отметим, что начало и конец автономной детской речи (то есть переход к речи взрослого человека) знаменует начало и конец кризиса первого года жизни.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Возрастная психология. Психология ребенка.

Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
xiaozhou1101 (не проверено)
4 года 45 недель
Аватар пользователя Гость