В поисках себя! Развитие и кризис 2.

Аватар пользователя Ильин Василий
21 Фев, 2010 - 02:20

Этапы развития. Задачи и приобретения возрастов.

Задача младенческого возраста — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность.

Задача игрового возраста — развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

В школьном возрасте встает новая задача — формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, и этому противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности).

Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Задача зрелого периода — борьба творческих сил человека против косности и застоя.

Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Э. Эриксон утверждал, что решение каждой из этих задач, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности — не что иное как результат борьбы этих крайних возможностей, борьба не затухает при переходе на очередную стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, тем не менее, незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач.

Если человек достиг очередной стадии равновесия, это знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность его включения в более широкое социальное окружение. Воспитывая ребенка нужно помнить, что «негативные» чувства всегда существуют и служат своего рода динамическими противовесами "позитивных«чувств на протяжении всей жизни. Переход от одной стадии к другой, от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности.

Э. Эриксон, в своей книге «Детство и общество» говорит о модели «восьми возрастов человека». По его мнению, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла.

На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Но, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. К примеру, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми.

Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами.

Этапы психосоциального развития, по Э. Эриксону

  1. Младенчество (до 1 года) Могу ли я доверять миру?
    Результат: Доверие или Недоверие
  2. Ранний возраст (от 2х до 3х лет) Могу ли я управлять своим поведением?
    Результат: Автономия или Сомнения
  3. Возраст игры (от 4х до 5 лет) Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
    Результат: Инициатива или Вина
  4. Школьный возраст (от 6 до 11 лет). Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
    Результат: Трудолюбие или Чувство неполноценности
  5. Отрочество и юность (от 12 до 18 лет) Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
    Результат: Идентичность или Смещение ролей
  6. Молодость. Могули я полностью отдать себя другому человеку?
    Результат: Близость или Изоляция.
  7. Взрослость. Что я могу предложить будущим поколениям?
    Результат: Способность создавать или Застой
  8. Поздняя зрелость. Доволен ли я прожитой жизнью?
    Результат: Целостность или Отчаяние.

Предполагается, что перечисленные выше восемь стадий — представляют собой универсальную особенность человеческого развития. При этом могут существовать культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Так, ритуал посвящения юноши, ритуал инициации, существует практически во всех культурах, но также широко варьирует по форме проведения и влиянию на человека.

Выше мы уже упоминали идентичность...Но что же это такое на самом деле? Приведем несколько определений. Идентичность — совокупность самобытных характерных особенностей человека составляющих личность индивида — индивидуальность.

Самоидентичность — самосознание, понимание своей самобытности, неповторимости, отличия от других субъектов.

Эриксон, определяет эго-идентичность как: «накопленную уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность, подготовленная прошлым индивидуума, сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других».

Неспособность подростков обрести личную идентичность приводит к тому, что Эриксон называет «кризисом идентичности». Кризис идентичности часто характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить обучение. В социальном и эмоциональном плане созревание подростков заключает в себе новые пути познания и оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, общественные устройства и т.д, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенной реальностью, знание о которой почерпнуто из собственного ограниченного опыта, носителями которой выступают родители, учебные заведения и другие источники авторитета.

Следствием того, что человек не может принять ценностей и идеологии несовершенной реальности является «диффузия идеалов». Подростки, страдающие от специфического для этого возраста конфликта, испытывают чувство бесполезности, разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, дисгармоничность, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности — противоположной той, которую настойчиво предлагают им родители, сверстники, школа. В этом ключе могут интерпретироваться некоторые виды проблемного (деликвентного) поведения подростков.

«Психосоциальный мораторий» — термин, также связанный с подростковым возрастом. «Подростковый ум есть по существу ум моратория — психологической стадии между детством и взрослостью, между моралью, уже усвоенной ребенком и этикой, которую ещё предстоит развивать взрослому». Во многих странах и обществах подростковый период приветствуется социумом и законодательно закреплены определенные «отсрочки» в принятии подростками взрослых ролей. Мораторий — интервал между подростковостью и взрослостью. Иногда это находит отражение в системе высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать определенное количество социальных ролей до того, как они решат, что им нужно на самом деле. Есть и другие примеры: многие молодые люди бродяжничают, обращаются к различным религиозным сектам до того, как найдут свое место в обществе.

Изучением идентичнсти у подростков также занимался последователь Дж. Марсия [Marcia, 1996, 1967, 1980]. Он выделил 4 типа или ориентации эго- идентичности на основе работ Э. Эриксона. Эти ориентации имеют эмпирическое подтверждение, а также было проведены множество исследований, где было доказано влияние статусов идентичности на отношения в семье.

4 статуса идентичности:

  • диффузия идентичности («отягощенность», относительное отсутствие обязательств, практически полное отсутствие ценностей и ролей, отсутствие «заветной мечты»;
  • предрешенность (индивид мог утвердиться в своих основных ориентациях, но кризис так и не был пережит);
  • мораторий (человек находится в состоянии кризиса и его предпочтения слишком слабы или неопределенны, мало энергии);
  • достижение идентичности (индивид, переживший кризис, принявший на себя обязательства, двигающийся по направлению к целям, «мечте»).

4 статуса идентичности и отношения в семье

  • подростки с предрешенной эго-идентичностью имеют более теплые отношения в семье; чаще обращаются к своим семьям за помощью, поддержкой, советом; им зачастую удается избегать критического анализа последствий возможных решений;
  • находящиеся в состоянии моратория, а также достижения идентичности не спешат искать совета у родителей в ответственных случаях; имеют более высокий уровень конфликтности в семьях и в социальных институтах, более критичны к своим родителям;
  • лица с диффузной идентичностью имеют самую большую дистанцию между ними и родителями; воспринимают родителей как безучастных, отвергающих их.

Другое исследование идентичности изучало связи между статусом эго-идентичности и процессами социального влияния. Например, были открыты следующие закономерности:

  • подростки с диффузной идентичностью продемонстрировали наибольшую конформность под давлением группы сверстников.
  • достигшие идентичности также проявляли готовность к конформному поведению, но только тогда, когда это вело к достижению определенных целей.

Вопрос эго-идентичности — центральная психосоциальная проблема, с которой сталкиваются подростки в современном обществе.

Если в культуре присутствуют жестокие социальные нормы (напр., в странах ислама), действует большое количество предписанных социальных и половых ролей, проблемы идентичности минимизированы, т.к. мал выбор возможностей. Исследуемое же Э. Эриксоном американское общество предоставляет своей молодежи широкое разнообразие потенциальных профессиональных, идеологических и социальных возможностей. Поэтому американские а также европейские подростки более уязвимы именно потому, что у них есть выбор.

Демократическая система в Америке может порождать проблемы, т.к. демократия требует идентичности в ключе «Сделай себя сам». Проблема идентичности также усложняется в связи с чрезвычайно быстрыми социальными изменениями, требующими пересмотра основных ценностей и норм.

Оказывается, у американских подростков не только больше времени для поиска своей идентичности, но и больше альтернатив, из которых можно выбирать. И этот выбор не легок!

Кризис идентичности проявляется, по крайней мере, в последнее время в трех основных сферах поведения:

  1. Членство в группе сверстников;
  2. Проблема выбора карьеры;
  3. Алкоголь, наркотики, и другие зависимости.

Членство в группе сверстников.

Отвергая родителей, как модели для собственной идентичности подростки часто ищут альтернативный источник поддержки у сверстников. Влияние сверстников оказывается более значимым чем влияние родителей, школы, и др. соц. структур. Образование подростковых групп, единообразие одежды, телодвижений и мимики, скорее всего, является защитой против запутанной, неопределенной идентичности. Кроме того, их стиль символизирует удаленность, оторванность от родителей и всего того, что связано с миром взрослых.

Проблема выбора карьеры.

В современном обществе различные виды профессиональной деятельности соответствуют различным стилям жизни, и выбор карьеры является выбором стиля жизни в целом. Колебания в выборе профессии у подростков часто являются проявлениями более глубокой неопределенности в сфере их личной идентичности. Например, многие женщины стоят перед необходимостью выбора: роль жены и матери или карьера, либо какая-либо комбинация того или другого. И как следствие, некоторые женщины, выбравшие первое со временем могут поверить, что у них нет никакой эго-идентичности за пределами материнской роли..

Алкоголь, наркотики, и другие зависимости.

Конечно, мотивы начала употребления наркотиков и мотивы продолжения их приема могут быть самыми разными. Рассмотрение этих мотивов с точки зрения теории Э. Эриксона, приводит к пониманию их связи с чувством недостаточной идентичности. Молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в «нащупывании» внешних границ своего «Я». Подобная ситуация наблюдается и при увлечении азартными и компьютерными играми. Употребление алкоголя и наркотиков может также временно ослаблять эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности.

Конечно, не все грани поведения подростков можно объяснить с позиции теории Эрика Эриксона. Тем не менее, концепция кризиса идентичности представляет собой выдающийся теоретический подход, позволяющий понять множество психологических проблем подросткового периода. Данная концепция может помочь при психологическом консультировании подростков и их родителей. Дает возможности для поиска путей оптимизирования состояний подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, 3-е междунар. Изд.-СПб.:Питер, 2003
  2. Эрик Г Эриксон. Детство и общество. -СПб.: 000 «Речь», 2002
  3. Л.Ф. Обухова. Возрастная психология. М., 1999
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии

Психолог для подростка

Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
menyan20 (не проверено)
3 года 13 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость
Аватар пользователя Гость
hgfdgdf001 (не проверено)
4 года 30 недель
Аватар пользователя Гость